The Beret Factor

14:18

Самый знаковый аксессуар сезона встречается на протяжении многих лет в различных образах: от короля Генриха VIII Тюдора до герцогини Кембриджской Кейт, от великолепной Греты Гарбо до бесподобной Фэй Дэнуей в фильме «Бонни и Клайд», от Пабло Пикассо и Огюста Родена до легендарной Коко Шанель.
Берет (франц. béret)  мягкий круглый головной убор без козырька и полей, свободно облегающий голову. Для изготовления используются шерсть, фетр, хлопок, мохер, кожа, замша, мех, бархат, атлас, парча, шелк, ангора и прочие материалы.

Согласно одной из существующих версий, прообразом современного берета был кельтский головной убор, сохранившийся в традиционном шотландском костюме под названием «тэм-о-шентер» (англ. tam o’shanter) и представляющий собой широкий шерстяной берет с помпоном на макушке.
В эпоху Средневековья береты носили священнослужители. Модели того времени имели четырехугольную форму. Сохранилось достаточно много книжных миниатюр, которые указывают на большую популярность беретов в средневековой Европе. Также существует множество портретов английского короля Генриха VIII Тюдора, на которых он изображен в нарядных беретах различного фасона.
В 90-е года XV века первая волна моды на берет охватила Германию. Немцы носили модели с отогнутыми сзади полями. Во Франции в то же время берет представлял собой большой отрез бархата или шелка, присборенный по краю и нашитый на жесткий бортик. Его украшали вышивкой, жемчужными нитями, страусиными перьями, а также пряжками, брошками и шпильками с драгоценными камнями. Этот головной убор был популярен как у женщин, так и у мужчин.

В начале XVI века береты приобрели круглую форму. Первые модели такого кроя появились в Испании. Береты богатых испанцев и испанок декорировались тесьмой или перьями. Берет вышел из моды до XVII века. В эпоху романтизма береты стали пользоваться огромной популярностью среди представителей искусства, особенно в художественных кругах Италии. Так, известный нидерландский художник Рембрандт, часто носил береты, которые увековечил в своих автопортретах. Один из флорентийских герцогов того времени ввел береты в форменную одежду своих пажей. Он приказал им носить красные модели летом, а синие – зимой.
Во время пика своей популярности, в XIX веке, береты делали из парчи и бархата, а украшали перьями, цветами, жемчугом, вышивкой, застежкой аграфом из драгоценных камней. Мода на береты распространилась по всей Европе, впервые дойдя и до России, где этот головной убор стал деталью парадного туалета. В 20-е — 30-е годы береты, токи и тюрбаны надевали в театр, на балы и званые вечера. В то время в моде были яркие насыщенные цвета: алый, малиновый, зеленый. Береты носили исключительно замужние дамы. В поэме Пушкина «Евгений Онегин» берет появляется как символ того, что Татьяна «другому отдана». В повести Лермонтова «Княгиня Литовская», написанной в 1836 году, упоминается, что в то время дамы не снимали этот головной убор даже за столом: «Дама в малиновом берете была как на иголках, слыша такие ужасы, и старалась отодвинуть свой стул от Печорина, а рыжий господин с крестами значительно улыбнулся и проглотил три трюфели разом».
Во время Первой мировой войны берет был официально введен во французские и британские танковые войска и некоторые технические подразделения. Всплеск моды на береты наблюдался в 30-х годах ХХ века. В то время их шили из плотных тканей или легкой шерсти, и украшали вуалями, вышивкой, цветами, брошками.
Важный момент в современной истории беретов также связан с битниками, поколением писателей и музыкантов 50–60-х годов, которые носили их с черными водолазками.

You Might Also Like

0 comments

Subscribe